К списку новостей
Эксперт РА (raexpert.ru), Москва, 17 мая 2017

Интервью с Оксаной Власьевой, вице-президентом АО "НПФ электроэнергетики"

- За последние несколько лет негосударственные пенсионные фонды (НПФ) стали полноценными финансовыми институтами, в том числе произошло много законодательных изменений, усилился контроль над деятельностью частных пенсионных фондов. А что в этой связи можно сказать о переменах с точки зрения взаимоотношений с клиентами?

- В первую очередь, НПФ стали более прозрачными для своих клиентов. Раскрытие информации, риск-менеджмент в фондах, безусловно, усилились. Негосударственные пенсионные фонды стал контролировать Банк России, который является мегарегулятором российского финансового рынка. В целом к построению бизнеса стали шире применять риск-ориентированный подход, что, конечно, является залогом надежности и эффективности деятельности любой финансовой организации в долгосрочной перспективе.

Мы со своей стороны информируем своих клиентов о происходящих изменениях в отрасли, и обратная связь демонстрирует нам отклик, в том числе о повышении доверия. Например, раз в полгода специалисты нашего фонда проводят опрос клиентов - застрахованных лиц на основе случайной выборки 1 000 респондентов. По результатам исследования, проведенного в апреле текущего года, 80% опрошенных по телефону готовы рекомендовать "НПФ электроэнергетики" своим родным и друзьям. В ходе беседы клиенты отмечают оперативность в получении услуг и информационную открытость нашего фонда. Анкетирование проводится нами и среди компаний - клиентов по корпоративному пенсионному обеспечению.

Подчеркну, что пенсионный бизнес как никакой другой требует прозрачности. Ведь наши клиенты передают свои пенсионные накопления в НПФ обычно в долгосрочное управление, и им важно знать, что происходит с их средствами. В зависимости от возраста человека на сегодняшний день срок инвестирования, например пенсионных накоплений, может достигать 40 лет.

- Какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке пенсионных услуг? Что для клиентов НПФ является первоочередным в плане удовлетворенности продуктом и сервисом?

- Онлайн-технологии и экономия времени - одни из основных требований, предъявляемых клиентами к финансовым организациям. И это тенденция не отдельно взятой отрасли, а общества и любого бизнеса в целом. Наиболее активно это наблюдается в банковском и страховом секторах: сегодня открыть вклад или получить страховой полис можно, не выходя из дома. Стремительное развитие интернет-технологий, безусловно, требует соответствующих изменений в предоставлении услуг, и НПФ не исключение. Сегодня крупные частные пенсионные фонды активно нацелены на развитие онлайн-сервисов.

Еще в 2015 году "НПФ электроэнергетики" кардинально обновил "Личный кабинет" для своих клиентов - застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Развитие "Личного кабинета" началось с идеи показать клиенту не только текущее состояние его пенсионного счета в фонде, но и персональный прогноз размера его накопительной пенсии в будущем. Понимая, что в рамках ОПС сформировать адекватный пенсионный капитал возможно далеко не всегда, уже в 2016 году мы предоставили нашим клиентам в "Личном кабинете" опцию, позволяющую рассчитать удобную схему накопления по программе негосударственной пенсии и заключить договор онлайн, без визита в фонд. Дальнейшая стратегия развития "Личного кабинета" заключается в том, чтобы сделать его единым сервисным окном, через которое клиент может удаленно обратиться за любой услугой.

Будучи одним из лидеров отрасли, мы часто ловим себя на мысли: "А почему не реализовывали тот или иной сервис раньше?" Возьмем, к примеру, подачу заявления на выплату пенсии в режиме онлайн. По сути же, это самая важная и необходимая услуга для нашего клиента, а рынок НПФ, как ни удивительно, только начинает ее внедрять.

Отдельным направлением в любом финансовом бизнесе, конечно, является построение коммуникаций с корпоративными клиентами. В этом плане НПФ, занимающиеся программами негосударственного пенсионного обеспечения, должны также идти в ногу со временем, предоставляя компании не только персональное обслуживание, но и доступные онлайн-каналы взаимодействия. При этом, внедряя электронные технологии, крайне важно сохранить гибкость и личный подход к клиенту.

Не так давно, в конце 2016 года мы реализовали для наших корпоративных клиентов "Личный кабинет юридического лица". Этот сервис, в первую очередь, многофункционален. Теперь получить информацию по реализуемой пенсионной программе в компании можно в один клик. В любое время специалист предприятия-клиента может в режиме онлайн сформировать распорядительное письмо на выполнение операций по счетам, выгрузить необходимую финансовую информацию для предоставления в отчетные организации, сформировать необходимые отчеты (по остаткам средств, по начислению инвестиционного дохода и прочее). Конечно, это сложный проект, который требовал точечной разработки и учета особенностей каждого нашего клиента-предприятия.

- Учитывая неопределенную ситуацию с обязательным пенсионным страхованием в рамках текущей пенсионной реформы, какова роль негосударственного пенсионного обеспечения? Что сдерживает развитие данного сегмента? Каковы ваши прогнозы на ближайшие годы по обоим направлениям?

- "Заморозка" пенсионных накоплений оставила под вопросом дальнейшее полноценное развитие накопительного компонента трудовой пенсии. Уже четыре года подряд (с 2014-го по 2017-й) пенсионные накопления застрахованных лиц не пополняются новыми взносами, и все отчисления работодателя в размере 22% учитываются на лицевых счетах граждан в страховой пенсии в виде баллов. Таким образом, получается, что средства накопительной пенсии в НПФ увеличиваются только за счет инвестиционного дохода, при этом само "тело" накоплений не растет. Здесь, конечно, можно говорить о негативном влиянии на накопительный компонент с той точки зрения, что изначальная логика его функционирования абсолютно другая. Собственно, поэтому большинство НПФ стало активней продвигать программы добровольного накопления для частных лиц.

На сегодняшний день широкое обсуждение получила концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая постоянно трансформируется. В ее основу заложена идея самостоятельного накопления гражданами средств на свою будущую пенсию. Предполагается, что уже сформированные пенсионные накопления в рамках ОПС можно будет перевести в ИПК. Это позволит и дальше формировать накопительную пенсию, только с учетом пополнения за счет собственных средств граждан. По мнению ряда экспертов, система ИПК по своей сути дублирует систему ОПС. Но есть существенное отличие - для того чтобы мотивировать людей копить на пенсию, предполагаются налоговые стимулы, и пока нельзя однозначно оценить эти предложения.

Пока же программы формирования негосударственной пенсии наиболее востребованы крупными промышленными и сырьевыми холдингами, использующими в своей деятельности высококвалифицированную рабочую силу. Это такие сектора, как электроэнергетика, ТЭК, металлургия, транспорт. В свое время многие НПФ и создавались при таких предприятиях, это были так называемые корпоративные фонды. Потенциал заключается в продвижении программ на средний и малый бизнес. Но, к сожалению, этот сектор пока не удается так широко охватить. Компаниям в том числе не хватает стимула от государства.

В сравнении с сегментом ОПС рост сегмента НПО идет намного медленней. Драйверами роста рынка негосударственного пенсионного обеспечения могут стать компании с участием иностранного капитала и граждане, выбирающие программы индивидуального пенсионного накопления. У первых есть ориентир на опыт головной западной структуры, у вторых - понимание необходимости самостоятельных накоплений в связи с "заморозкой" и неизвестной судьбой ОПС, а также падением покупательской способности государственной пенсии.

Если опираться на опыт западных стран, где НПФ - популярный финансовый инструмент и реальный источник "длинных" денег для экономики, то глобально наша страна тоже к этому придет. Другой вопрос, что случится это не завтра. И связано это, в первую очередь, с постоянной трансформацией пенсионной реформы.

К списку новостей